Тендер― курс молодого бойца. Как не поиграть в конкуретной борьбе

Вступивший в силу 05 апреля 2013 года, ФЗ № 44 «О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» определил судьбу большинства торговых предприятий, желающих стать контрагентами государственных организаций.

Российским предпринимателям пришлось перенять опыт иностранных коллег и изучить все принципы работы контрактной системы. Фирмы, которые желают стать поставщиками крупных холдингов, и не имеющие представления о тендерах, имеют нулевые шансы на победу.

Слово «тендер» прочно утвердилось в бизнес-диалекте, в переводе с английского языка (tender), термин означает «предложение». Однако, в законе о тендерах, а также ни в одном из правовых актов, регулирующих торги нет такого определения. В официальных документах Российского законодательства, применяется понятие «конкурс».

Что такое тендер?

чаша
Тендер ― это конкурентная борьба в отборе по заявленным нуждам заказчика. Победителем становится участник, документы и условия выполнения контракта которого, максимально соответствуют выставленным требованиям.

Система тендеров позволяет снизить коррупционные риски и сделать конкурс максимально прозрачным. Торги предполагают честную и открытую борьбу конкурентов в рамках установленного отбора.

Виды конкурсных отборов

Таблица
Тендеры России подразделяются на несколько видов:

  • открытые;
  • закрытые;
  • специализированные закрытые;
  • двух этапные.

Отдельной веткой выделяются закупки у единого продавца и внеконкурсные запросы котировок.

Открытые тендеры

Подразумевают право всех желающих поставщиков на участие в конкурсе с обязательным условием о возможностях предложить требуемые заказчиком услуги.

Информация о запланированном тендере публикуется в средствах массовой информации для привлечения большего количества участников. Особенность открытых конкурсов заключена в длительных сроках проведения, тендерной комиссии может потребоваться много времени для обработки заявок.

Закрытые тендеры

Суть таких отборов ― конфиденциальность. Ведь заказчик лично отправляет приглашение выбранным участникам, после чего организации, согласные на участие, запрашивают информацию о необходимой тендерной документации.

Заказчик вправе вносить коррективы в документы в любое время, с обязательным уведомлением всех участвующих сторон.

Определив победителя, среди потенциальных поставщиков, заказчик высылает приглашение исполнителю подписать контракт. Только после того, как документ будет обоюдно заверен сторонами, все остальные участники будут проинформированы об окончании тендера и выборе победителя.

Проведение закрытых тендеров в обязательном порядке необходимо согласовывать с органами государственной власти.

Закрытые конкурсы назначаются в случаях:

  • закупки специфических товаров, производимых малым количеством организаций;
  • небольших объемов требуемой закупки и нет смысла тратить бюджет компании на организацию открытых торгов;
  • конфиденциальных закупок.

Соответственно преимуществом закрытых тендеров является:

  • анонимность;
  • короткие сроки проведения;
  • уменьшаются расходы из бюджета предприятия.

Специализированные закрытые тендеры

Специализированного отбора требуют работы/услуги, имеющие сложный характер или требующие квалификации потенциального исполнителя. Для участия в данного вида торгах высылаются индивидуальные приглашения участникам.

Двух этапные конкурсы

При закупках повышенного уровня сложности и невозможности сформулировать чётких требований к потенциальным поставщикам и тендеру в целом, возникает необходимость инициирования конкурса в несколько этапов.

На первоначальном этапе, заказчик формирует условное техническое задание, которое дает участникам возможность подать заявку.

У заказчика появляется удобный случай для индивидуального общения с потенциальными клиентами, что позволит определить в дальнейшем уровень решения поставленных задач. Например, на первом этапе тендера, зачастую проводятся техническая оценка возможностей на проведение работ, а также научно-исследовательская работа. Подобный метод контроля позволяет определить и выдвинуть требования для второго этапа.

Такой вид конкурсного отбора подходит для работ направленных на проектирование и конструирование.

Где искать тендеры?

Согласно постановлению Правительства РФ от 23 января 2015 г., №36, с 01 января 2016 года, Федеральное казначейство запустило в работу Единую информационную систему в сфере закупок (далее, ЕИС). Официальный сайт гос тендеров размещен по адресу www.zakupki.gov.ru.

Однако, подать заявку через данный ресурс станет возможно после доработки функционала ЕИС, не позднее 01.01.2017 (заявлено организаторами).

На ресурсе размещены все государственные и корпоративные закупки, что значительно упрощает поиск.

Стоит отметить ― корпоративные заказы параллельно размещаются на сайтах организации заказчика.

В последней версии портала ЕИС, имеется возможность для заказчиков размещения запросов о предоставлении ценовой информации.

Сложнее дело обстоит с частными, коммерческими тендерами, на сегодняшний день в России порядка 6000 коммерческих площадок, которые проводят торги.

Порядок подготовки и ведения тендеров

Отвечая на вопрос: «Как проводится открытый конкурс?», в первую очередь необходимо выделить нормативно-правовые акты, которые регламентируют сроки и порядок проведения торгов.

  1. ФЗ №223 от 18. 05. 11.
  2. ФЗ №44 от 05. 04. 13.
  3. Федеральные законы касательно электронно-цифровых подписей и защиты конкуренции.

Законодательная база Российской Федерации регламентирует проведение коммерческих тендеров Федеральными законами, Приказами Антимонопольной службы России, Постановлениями Правительства РФ и Приказами Министерства экономического развития РФ.

Полезно ознакомиться не только с перечисленными Федеральными законами, но и с методическим пособием по оформлению тендерных бумаг при проведении подрядных торгов: МДС № 80-4.2000, разработанное Госстроем РФ. Помните, что это только рекомендации, а не обязательные предписания.

  1. Заказчик―инициатор торгов публикует в СМИ информацию о планируемом тендере.
  2. Первоначальная задача участника―подать заявку по форме торговой площадки в электронном виде или письменно. Подготавливается тендерная документация, которая требует наличие:
    • данных об инициаторе торгов и его участниках;
    • конечный товар или услуга, предоставляемые победителем;
    • сумма выплаты исполнителю за выполненные работы, оказанные услуги, предоставленный товар.
  3. Победитель тендера заключает с заказчиком контракт, в котором прописаны все существенные условия по выполнению обязательств друг перед другом.

Недостатком тендерной системы закупок является долгосрочный характер контракта. То есть заключив договор на 3-5 лет на поставку товаров с фиксацией цены за единицу, поставщик рискует поставлять товар в ущерб своей компании. Цены за указанный период могут значительно поменяться, а стоимость производства возрасти.
торги

Тендер и аукцион―в чём разница?

Данные термины не являются синонимами, имеют разные понятиями и существенные отличия.

Все предложения цены по лоту находятся в открытом доступе у участников аукциона, что дает им возможность изменить свою цену, проведя анализ предложений конкурентов. Участники тендеров не имеют право менять первоначальное и единственное предложение, а также вся информация конкурентов находится в закрытом формате и носит конфиденциальный характер.флаг

Выиграть нельзя проиграть―где поставить запятую?

Не проблема найти подходящий тендер, основной вопрос заключен в том, как выиграть и получить желаемый контракт.

  1. Необходимо убедиться при составлении тендерной документации, что ваше предложение полностью соответствует запросам покупателя.
  2. Распространенная ошибка новичков―самая низкая цена на товар, работу, услугу.
  3. Основные критерии выбора исполнителя, по советам профессиональных менеджеров по тендерам―это удовлетворение условий заказчика и не всегда главное требование: низкая  стоимость.
  4. Оперативность и грамотно составленная документация не маловажный критерий для победы.
  5. Здраво оценивайте финансовые возможности предприятия, ведь участие в тендерах требует немалых денежных затрат для их обеспечения  и проведения.
  6. Всё новое требует знаний, а знания―это опыт. Участвуйте в торгах, любой результат есть опыт.
  7. Порядка 40% потенциальных поставщиков не проходят тендерную комиссию, в связи с неверно оформленной документацией.
  8. Внесите в тендерное предложение пункт о гарантийных обязательствах, что поможет завоевать расположение покупателя.

Если вы не имеете опыта в проведении торгов или не уверены в своих силах, обратитесь в организации, занимающиеся сопровождением торгов.

Сопровождение тендеров

Поисковые системы интернета предлагают около полумиллиона вариантов на запрос по сопровождению торгов, аукционов. Стоит сразу отметить, что само по себе участие процесс не сложный, просто необходимо время на изучение всех тонкостей и подводных камней.

Обращение в специализированную компанию, предполагает финансовые траты, которые необходимо учитывать при получении конечной выгоды. Немало важен тот факт, что недостаточно разбираясь в оформлении пакета тендерной документации, по сути деньги оплачиваются «на веру».

Конечно от неверного оформления документов вы застрахованы, а вот будет ли ваше предложение выгодно преподнесено лицом, которое имеет только общие представления о вашей деятельности―это вопрос открытый. Организации, специализирующиеся на оформлении тендерной документации, подготавливают стандартные заявки-штампы.

Возможно лучшим вариантом станет решение о выделении штатной единицы в фирме. Менеджер по тендерам должен быть скрупулезным и ответственным человеком, который не только тщательно изучит и подготовит тендерную документацию, но и будет нести ответственность перед организацией за поиск и проведение открытых конкурсов.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *