Налог — обязательные платежи в государственную казну, взимаемые с налогоплательщика-организации, предприятий, физ. лиц в установленном порядке. Это понятие оговаривается в ст. 8 действующего НК.
Сбор- обязательное отчисление, взимаемое с физ. и юр. лиц гос. органами или уполномоченными учреждениями за предоставления конкретных прав или выдачу специального лицензированного разрешения.
Основные черты налога определяются в пункте 1 статьи 8 НК:
- Индивидуальность;
- Безвозмездность;
- Обязательность к уплате;
- Отчуждение средств, принадлежность которых осуществляется предприятиями или физ. лицами на правах собственника;
- Направленность на улучшение местного самоуправления, оплату гос. нужд.
Черты налога как взноса:
- Условие совершения госорганами сборов в интересах налогоплательщиков со стороны юридически значимых операций;
- Обязательность.
В НК обозначены определенные виды сборов: таможенные, местные и региональные сборы на лицензию, платеж за право пользования государственными объектами.
Сущность и особенности
Налоги использует правительство для некого регулирования поведения экономических посредников, препятствую конкретной деятельности, или наоборот, побуждая.
Обладая таким правом, как побуждение, государство и правительство получает существенный доход в гос. казну в виде сбора. Их же можно определять, как доход, получаемый на постоянной основе с помощью такого действий, как побуждение.
Сборы определяются с помощью нескольких факторов: безвозмездность, обязательность, невозвратность, взыскание гос. органами с целью улучшения качества жизни граждан в регионе и в целом по стране.
Как можно понять из определения, налогом являются не только платежи с таковыми названием, но и сборы в виде таможенных пошлин и других отчислений в гос. казну.
Все налоговые платежи образовывают в совокупности единую налогооблагаемую базу.
Функции
Под функцией таких сборов понимают проявления налога по социальной значимости в действии. Функция показывает, как происходит реализация назначений таких категорий.
На данном этапе налоги имеют несколько функций.
Функция фискальная. Определяется в обеспечении государства и правительства финансовыми средствами, нужными для улучшения их деятельности. Другими словами, она считается источником прибыли государства.
Функция регулирующая. Такая функция позволяет сдерживать и регулировать процессы хоз.деятельности.
Степень реализации здесь напрямую будет зависеть от государственных органов. А именно от того, какими средствами они будут пользоваться при сборе налога.
Все инструменты, применяемые для обеспечения доходов гос., представляют собой большой и единый налоговый механизм. При помощи их реализуется единая налоговая политика.
Классификация налогов разделяет платежи на различные группы агентов, оплата которых будет взиматься по-разному. Оговаривается в НК несколько классификаций. Среди которых налоги бывают:
- прямыми;
- косвенными.
Под прямыми налогами понимают сборы, взимаемые с физ. и юр. лиц, а также с их постоянного дохода и прибыли. К такому виду относят подоходный налог, на прибыль, на имущество.
Под косвенными понимают сборы, взимаемые с физ. и юр. лиц. Они облагают ресурсы, товары, услуги. Среди такого вида можно выделить акцизы, налог с продаж, на добавленную стоимость, импортная пошлина.
Прямые сборы выполняют регулирующую функцию, косвенные — фискальную. В этом случае, косвенные налоги помогают обеспечить и сформировать доходы государственного бюджета.
Прямые сборы обеспечивают регулирование с помощью инструментов темпов накопления капитала, определить спрос населения и определить уровень платежеспособности.
Виды налогов различаются по субъекту:
- Центральные;
- Местные.
В Российской Федерации считается оптимальным трехуровневая система:
- Сбор устанавливается федеральным правительством, и зачисление происходит в соответствующий бюджет;
- Региональный сбор собирается субъектами;
- Местные налоги организовываются местным правительством.
По принципу использования делятся на маркированные и немаркированные.
Первым считается налог с целевым направлением расхода денежных средств. Таковым видом являются: отчисления в пенсионный фонд, медицинского страхования.
Все остальные сборы считаются немаркированными. Они обеспечивают гибкость политики. Ими распоряжается правительство по своему усмотрению.
По характеру выделяют пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Они позволяют определить долю дохода, из которого оплачивается налог.